Служит дальнейшему усилению охраны прав и свобод граждан в уголовном процессе
На четвертом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса был одобрен Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан, направленных на усиление охраны прав и свобод граждан, участвующих в уголовном процессе». На днях Закон подписан главой государства.
Данным Законом в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан внесены поправки.
Во-первых, внесено дополнение о том, что обязательная фиксация видеозаписью осмотра места, где совершены особо тяжкие преступления, обыска, расследования показаний на месте происшествия, следственного эксперимента, задержания лица, отказа от защитника, личного обыска, проводимого при задержании лица, и других процессуальных действий, применяемых к лицу, подозреваемому в совершении преступления.
В свою очередь, в Кодекс включена норма об обязательной фиксации видеозаписью процесса отказа от защитника, о чем составляется протокол, подписываемый подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, а также адвокатом, дознавателем или следователем, либо вносится в протокол судебного заседания. Самое важное, встреча защитника наедине с подзащитным не подлежит видеофиксации.
Во-вторых, о применении мер процессуального принуждения в отношении подозреваемого, обвиняемого и месте его необходимо уведомить кого-либо из членов его семьи, а при их отсутствии – иных родственников или близких лиц. Также в Кодексе обязанность сообщить об этом по месту работы либо учебы вместо срока, определенного в прежнем тексте (не позднее 24 часов), определено ее выполнение незамедлительно.
Кроме того, определена обязаннасть о том, что если задержанный, заключенный под стражу, помещенный под домашний арест или в медицинское учреждение является гражданином другого государства, то об этом незамедлительно должно быть уведомлено Министерство иностранных дел Республики Узбекистан.
В-третьих, закрепляется требование об обязательности при задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, до возбуждения уголовного дела фиксации видеозаписью процессуальных действий, примененных в отношении него.
Вместе с тем, с учетом различных ситуаций, которые не дают возможности применения средств видеозаписи (задержание лица в месте совершения преступления, задержание лица, находившегося в розыске, и т.д.), в статье 224 УПК в положении об обязательности фиксации видеозаписью задержания предусматриваются исключения.
В частности, устанавливается, что в случаях, не терпящих отлагательства проведения задержания, личного обыска и выемки, допускается их осуществление без фиксации видеозаписью. Однако, учитывая, что на практике задержание, проводимое в здании правоохранительного органа, планируется заранее, закреплено, что вышеуказанное исключениене распространяется на случаи осуществления задержания в здании правоохранительного органа.
Примечательно, что строго предусматривается правило, согласно которому в случаях задержания лица без фиксации видеозаписью, сотрудник государственного органа в обязательном порядке разъясняет права задержанного с фиксацией видеозаписью после доставления его в здание правоохранительного органа.
Подытоживая сказанное, следует отметить, что реализация Закона служит дальнейшему усилению охраны прав и свобод потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса.
Шуҳрат ЧУЛЛИЕВ,
заместитель председателя Комитета
Сената Олий Мажлиса
по судебно-правовым вопросам и
противодействию коррупции