Узбекистан как новый инвестиционный хаб Евразии: от региональной трансформации к глобальному признанию

В июне 2025 года в Ташкенте прошёл четвёртый Международный инвестиционный форум – событие, которое уже стало визитной карточкой нового Узбекистана.
Форум собрал более 8000 участников, включая около 3000 представителей из почти 100 государств. Среди них – Россия, КНР, Соединённые Штаты Америки, арабские государства, стран Европы, Азии, Африки. При этом присутствие глав таких ключевых международных игроков, как Европейский банк реконструкции и развития и Новый банк развития БРИКС, служит ярким показателем того, что Узбекистан постепенно становится одним из привлекательных направлений для притока инвестиций.
Совокупная сумма соглашений, подписанных в ходе форума, составила $30,5 млрд – на 15% больше по сравнению с результатами 2024 года ($26,6 млрд), и почти в четыре раза превышает итоги первого форума 2022 года ($7,8 млрд).
В свою очередь, намечающееся открытие офиса Европейского инвестиционного банка в Ташкенте, а также улучшение кредитного рейтинга страны международными агентствами Moody's и S&P до «позитивного» уровня продемонстрировали высокое доверие к проводимым в Узбекистане реформам и реальный экономический интерес со стороны международного сообщества.
За последние семь лет Узбекистан прошёл путь от закрытой экономики к динамично развивающемуся инвестиционному хабу, который все более привлекает внимание международного бизнеса и капитала.
Отражением кардинальных изменений в экономической модели страны стали показатели ВВП. По данным Международного валютного фонда, экономика Узбекистана продолжает демонстрировать устойчивость и динамизм – валовой внутренний продукт страны увеличился с $69,7 млрд. в 2017 году до $115 млрд. в 2024 году. Реальный рост ВВП в 2024 году составил 6,5%, подтверждая устойчивость курса реформ.
Обращает на себя внимание рост промышленного сектора, в частности, обрабатывающей промышленности.
Сегодня объёмы производства увеличились в 1,6 раза по сравнению с 2017 г., при этом её доля превысила 85% от общего промышленного выпуска – один из лучших показателей среди стран Центральной Азии.
Кроме того, валовая добавленная стоимость промышленности увеличилась в 10 раз – с $2,7 млрд. до $28,8 млрд. К 2030 году планируется довести добавленную стоимость промышленности до $45 млрд.
Одним из ключевых факторов экономических успехов Узбекистана стало кардинальное улучшение инвестиционного климата за счет проведения масштабных структурных реформ. Закон «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» (2019) закрепил правовые гарантии, включая защиту от экспроприации, репатриацию прибыли, международный арбитраж, а также налоговые льготы и систему «одного окна». Либерализация валютного режима, дерегуляция административных процедур и поддержка свободных экономических зон оказали положительное влияние на создание благоприятной среды для инвесторов.
Результатом этой успешной работы явилось то, что с 2017 по 2024 год в экономику Узбекистана было привлечено $188 млрд. инвестиций в основной капитал, из которых $87 млрд. составили иностранные вложения. Число предприятий с участием зарубежного капитала превысило 16 тыс., что на 3,2 больше чем в 2017 году.
Важным шагом в стратегии привлечения инвестиций стало создание Национального инвестиционного фонда (УзНИФ), управление которым доверено европейской компании Franklin Templeton. Начальная стоимость активов фонда составляет $1,68 млрд. По словам CEO по Центральной Азии Templeton Global Investments М.Дана, «многие международные институциональные инвесторы, признавая эффективность проводимых в стране реформ и понимая, в каком направлении движется республика, хотят инвестировать в Узбекистан».
В этой связи, УзНИФ представляет собой отличную возможность для инвесторов получить доступ к диверсифицированному портфелю компаний и к инвестициям в экономику страны в целом.
Укрепление интереса к Узбекистану со стороны международных партнёров стало логичным следствием не только последовательных реформ внутри страны, но и изменения его роли в региональной и международной архитектуре. В этой связи необходимо обозначить несколько основных факторов, которые этому способствовали.
Во-первых, проактивная внешнеполитическая линия правительства Узбекистана. Ташкент значительно активизировал свое участие в международных и региональных интеграционных объединениях. Для сведения, с 2017 года в рамках только четырёх евразийских объединений – СНГ, ШОС, ОТГ и ЕАЭС – Узбекистан выдвинул более 300 конкретных инициатив, в том числе 105 в рамках ШОС, 102 - СНГ, 76 - ОТГ, 20 - ЕАЭС.
В то же время, Узбекистан стремится выстраивать продуктивный диалог с внешними игроками, учитывая интересы всех своих партнёров – России, Китая, США и Европейского союза. Такая внешнеполитическая стратегия указывает на открытость страны для сотрудничества, одновременно формируя благоприятную среду для деятельности иностранных инвесторов. Сбалансированный и прагматичный подход к выстраиванию внешних связей трансформирует Узбекистан в перспективное пространство взаимовыгодного многостороннего сотрудничества.
Во-вторых, стабильность Центральной Азии. В условиях международных конфликтов и противоречий в регионе поддерживается атмосфера добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества.
Центральная Азия, ещё недавно воспринимаемая как фрагментированное пространство, сегодня демонстрирует беспрецедентный уровень доверия и консолидации. Этому во многом способствовала политическая воля президента Узбекистана, который инициировал механизм Консультативных встреч глав государств Центральной Азии (КВГГЦА). Кроме того, страны закрепили свою приверженность к региональному взаимодействию подписанием ряда документов стратегической важности. Главный из них – Концепция развития региона «Центральная Азия – 2040». Она отражает глубокое осознание странами региона общности интересов и закрепляет устойчивый тренд на выстраивание долгосрочного взаимовыгодного партнёрства.
Показателем позитивных изменений в Центральной Азии стало подписание в апреле 2024 г., впервые в истории независимости стран, Худжа ндской декларации о вечной дружбе между Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном и договора о точке стыка государственных границ трёх стран.
Как следствие, один из чувствительных аспектов взаимоотношений между государствами – вопрос границ – стал закрыт.
Показателен пример взаимодействия Узбекистана и Кыргызстана. Были упрощены процедуры пересечения границы, разрешен въезд без предъявления заграничных паспортов (по ID-картам). Как результат, в 2024 году границу Узбекистана пересекли 3 млн транспортных средств. Один только пропускной пункт «Достук» в г.Оше (Кыргызстан) ежедневно обслуживает до 20 тыс. человек. Для сравнения: в 2016 году границу пересекали от 300 чел. до 500 человек.
За последние восемь лет количество действующих контрольно-пропускных пунктов увеличилось втрое – до 25, что значительно повысило уровень человеческой мобильности.
Узбекистан продолжает реализацию широкой повестки, направленной на укрепление регионального сотрудничества, формирование единого рынка, общей транспортной и энергетической инфраструктуры, общего сообщества безопасности.
В этой связи, перспективным направлением политики правительства стало взаимодействие с Южной Азией, где в пределах двух часов лётного времени расположены рынки с 25% населения планеты и ВВП достигающим, по данным МВФ, – 5,22 трлн. долл.
Осознавая, что регион Центральной Азии имеет потенциал стать ключевым логистическим и производственным коридором между континентами Европы и Южной Азией, Ташкент предпринимает усилия по стабилизации Афганистана и вовлечению его в региональные экономические связи. По мнению экспертов, всесторонняя интеграция страны – энергетическая, транспортная, продовольственная – будет способствовать переходу Исламского Эмирата на «мирные рельсы», а после – трансформации его в ответственного субъекта международных отношений.
Подтверждением практической работы в этом направлении стало состоявшееся в мае 2025 года 1-е заседание Термезского диалога по взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией. Мероприятие было организованно Институтом стратегических и межрегиональных исследований совместно с МИД Узбекистана.
В повестке Форума первостепенное внимание было уделено вопросам обеспечения региональной безопасности и стабильности на фоне сохраняющихся угроз терроризма, экстремизма и наркотрафика. При этом главной целью «Термезского диалога» стало формирование новой парадигмы взаимоотношений, свободной от конфликтов и конфронтации, в основе которой лежит принцип сотрудничества во благо процветания двух регионов.
Таким образом, реализация концепции трансрегиональной взаимосвязанности будет способствовать превращению Центральной Азии в экономический коридор между Южной Азией и европейским континентом.
В-третьих, качественные сдвиги в экономике Центральной Азии. Так, за последнее десятилетие экономика региона росла в среднем на 6,2% в год при среднемировом росте в 2,6%. По прогнозам МВФ, до 2028 года этот темп сохранится, оставаясь выше, чем в развивающихся странах в целом.
При этом регион Центральной Азии обладает существенными потенциалом и конкурентными преимуществами: молодое и растущее население, богатая сырьевая база, геостратегическое положение между ключевыми мировыми рынками.
Центральная Азия – один из самых молодых регионов мира, в котором сосредоточен пул трудовых ресурсов. Для справки, с 55 млн. в 2000 году её население выросло до 83 млн., и по оценкам ООН превысит 100 млн. к 2050 году. При этом средний возраст населения региона составляет 28,7 лет – значительно ниже, чем в Китае и Европе.
Кроме того, регион обладает обширной ресурсной базой, сосредоточив в себе около 20% мировых запасов урана, 17,2% нефти и 7% газа. Кроме того, Центральная Азия входит в топ-20 по добыче угля и электроэнергии, а также по запасам стратегических минералов, включая 39% мировых запасов марганца, 30% хрома, 20% свинца, 5% объёмов титана, меди, алюминия, кобальта, молибдена.
Центральная Азия располагается на перекрёстке множества транспортных магистралей, на стыке полюсов новых центров силы - КНР, Ирана, Пакистана, Турции, Индии.
Инвестиционная привлекательность Узбекистана – это результат не только внутренних реформ и экономического роста, но и выстраивания грамотной региональной модели развития, основанной на институциональной зрелости, согласованной политике и международной открытости.
Сегодня мы наблюдаем историческую трансформацию: Узбекистан превращается из периферийного игрока в один из ключевых экономических хабов Евразии.
Эта трансформация имеет системный характер – успех страны создает мультипликативный эффект для всей Центральной Азии, постепенно превращая регион в жизненно важный мост между крупнейшими экономиками мира – от Европы до Южной Азии.
Результаты 4-го Международного инвестиционного форума 2025 года – это не просто экономические достижения, это свидетельство формирования нового полюса притяжения в глобальной экономической архитектуре. Центральная Азия заявляет о себе как о регионе будущего – молодом, динамичном, ресурсно обеспеченном и геостратегически значимом. В условиях, когда инвесторы ищут новые опорные точки для закрепления, Ташкент способен предложить не только макроэкономическую стабильность и надёжность, но и участие в формировании новой евразийской экономической реальности. В данном контексте, озвученное на Форуме заявление Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева о важности продвижения концепции «Единого пространства для инвестиций и торговли» в Центральном Азии не просто декларация, а по сути практическая «дорожная карта» на ближайшую перспективу.
Акрамжон Неъматов,
Первый заместитель директора Института стратегических
и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан
Камила Собирова,
Ведущий научный сотрудник Института стратегических
и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан
ИА “Дунё”