Узбекистан – ЕАЭС: дальнейшие шаги по расширению многостороннего сотрудничества в рамках региональных структур

26-27 июня Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев посетит с рабочим визитом город Минск и примет участие в очередном заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС).
Евразийский экономический союз – международное интеграционное экономическое объединение, созданное на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства. Он начал свою работу 1 января 2015 года после вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного главами Беларуси, Казахстана и России 29 мая 2014 года в Астане. В 2015 году к договору присоединились Армения и Кыргызстан.
Узбекистан получил статус государства-наблюдателя в ЕАЭС в 2020 году. Согласно уставу объединения, государства-наблюдатели могут участвовать в заседаниях органов ЕАЭС без права принятия решений, а также назначать представителя страны в Евразийскую экономическую комиссию.
Развитие сотрудничества Узбекистана с ЕАЭС в данном формате отвечает национальным интересам и основывается на принципах равноправия и учёта интересов всех государств-участников.
С момента получения статуса наблюдателя Президент Узбекистана принял участие в семи заседаниях Высшего Евразийского экономического совета.
В частности, Президент Шавкат Мирзиёев участвовал в заседании ВЕЭС, состоявшемся 26 декабря 2024 года в Санкт-Петербурге, где выдвинул важные инициативы.
Глава государства отметил, что за последние несколько лет Узбекистан в качестве государства-наблюдателя наладил плодотворное взаимодействие с ЕАЭС по 22 направлениям. Президент подчеркнул, что в 2024 году товарооборот Узбекистана со странами Союза увеличился на 11 процентов. В октябре с Евразийской экономической комиссией был принят новый трёхлетний План сотрудничества, в который вошли порядка сорока конкретных мероприятий в таких сферах, как торговля, промышленность, финансовый сектор, агрокомплекс, транспорт, и другие.
Узбекистан также активно участвует в ряде отраслевых программ ЕАЭС в области цифровизации торговли и грузоперевозок, внедрения электронной коммерции, борьбы с климатическими изменениями.
Глава государства отдельно остановился на приоритетных направлениях взаимовыгодного сотрудничества с ЕАЭС.
В частности, лидер страны призвал к поэтапному устранению торговых барьеров во взаимной торговле. В этом контексте было предложено на экспертном уровне проработать вопрос подписания соглашения о неприменении на взаимной основе тарифных и нетарифных ограничений в торговле между Узбекистаном и ЕАЭС. Также была выражена заинтересованность в присоединении к механизмам и инструментам поддержки программ промышленной кооперации и локализации производства, запущенным в рамках Объединения.
«Для формирования надёжных финансовых источников продвижения совместных проектов в начале следующего года планируем завершить процедуры и вступить в Евразийский банк развития», – заявил лидер Узбекистана.
9 апреля текущего года глава государства подписал закон «О присоединении Республики Узбекистан к Соглашению об учреждении Евразийского банка развития (Астана, 12 января 2006 года)».
Основная цель Соглашения – содействие экономическому росту государств-участников и расширению торгово-экономических связей между ними посредством инвестиционной деятельности. Также будет обеспечено право на полное и эффективное участие в рамках деятельности банка. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию интеграционных процессов в Евразийском регионе.
Президент Узбекистана подчеркнул важность системного взаимодействия в области цифровых технологий и искусственного интеллекта в рамках ЕАЭС. Выдвинута инициатива по подключению Узбекистана к интегрированной информационной системе ЕАЭС и проекту «Цифровой союз». Предложено подготовить Программу кооперации в аграрном секторе, направленную на облегчение взаимных поставок сельскохозяйственной продукции, реализацию инновационных агропромышленных проектов и внедрение передовых научных разработок. В целях поощрения туристических обменов глава государства выразил готовность внедрить порядок, позволяющий гражданам стран ЕАЭС въезжать в Узбекистан по внутренним документам.
Следует отметить, что большинство выдвинутых Президентом Узбекистана открытых и прагматичных инициатив, полностью отвечающих интересам государств-членов и наблюдателей, единодушно поддерживаются и успешно реализуются.
Кроме того, создана межведомственная Рабочая группа по сотрудничеству со странами ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией под руководством Премьер-министра Узбекистана. Группа координирует взаимодействие, анализирует экономические связи и разрабатывает предложения по углублению сотрудничества.
1 октября 2024 года между правительством Узбекистана и ЕЭК был подписан Совместный план действий на 2024–2026 годы.
Благодаря участию в платформе ЕАЭС в качестве государства-наблюдателя, Узбекистан продвигает важные инициативы, активно сотрудничает со всеми странами-членами, развивает торгово-экономическое и инвестиционное взаимодействие. Эти факторы, в свою очередь, способствуют устойчивому росту.
Сотрудничество ЕАЭС с зарубежными партнёрами осуществляется в соответствии с нормами и принципами Всемирной торговой организации (ВТО).
ЕАЭС также активно сотрудничает с международными организациями и институтами. В частности, налажено взаимодействие со Всемирной торговой организацией (ВТО), Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирной таможенной организацией (ВТамО), Международной организацией по миграции (МОМ) и другими. При этом большинство государств-членов союза являются членами ВТО.
Узбекистан участвует в четырёх пилотных проектах ЕАЭС. В частности, проект по цифровизации железнодорожных грузоперевозок предусматривает переход к электронному документообороту с использованием электронной цифровой подписи и электронных отправлений между странами ЕАЭС и Китаем.
Представители компетентных органов Узбекистана участвовали во встречах по реализации проекта в июне 2022 года и январе 2023 года. Обсуждались вопросы поэтапного внедрения электронного обмена транспортными и таможенными документами. Участие в проекте предполагает создание необходимых технических и правовых условий.
Узбекистан также анализирует эффективность проектов «Трансграничная электронная коммерция», «Климатическая повестка», «Евразийский агроэкспресс», находящихся на стадии реализации.
Статус наблюдателя способствует интеграции Узбекистана в глобальные процессы интернационализации экономики, научно-технических достижений, международной торговли, миграции капитала, развития инфраструктуры и информационных систем.
Следует отметить, что расширение товарооборота со странами ЕАЭС имеет важное значение для реализации экспортного потенциала Узбекистана.
Интеграция Узбекистана и стран-членов ЕАЭС способствует также росту производства, быстрому распространению технологий, развитию инфраструктуры, расширению роли международных организаций и фондов, либерализации торговли и рынков.
В заключение следует отметить, что участие Президента Узбекистана в очередном заседании ВЕЭС в Минске, укрепление и расширение сотрудничества между странами ЕАЭС в инвестиционной, торгово-экономической и логистической сферах придадут новый импульс развитию и послужат укреплению дружественных связей между народами региона.
ИА «Дунё»